4 и 5 задания в вариантах ЕГЭ по обществознанию (электив)

 

Четвертое задание ЕГЭ по обществознанию, в отличие от предыдущих трех, относится к повышенному уровню сложности, зато в случае его правильного выполнения можно получить сразу 2 балла.

В условии предлагается несколько характеристик – обычно их бывает 5 или 6. Задача экзаменующегося – выбрать из них те, которые удовлетворяют определенному указанному условию: например, присущи определенным процессам или характеризуют какое-либо понятие. Обычно верными оказываются 3 варианта.

Несмотря на то, что 4 задание ЕГЭ по обществознанию относится к повышенному уровню сложности, получить за него максимальный балл не так трудно: достаточно внимательно прочитать задание, проанализировать данные варианты и записать их все в ответ. Однако, если вы плохо знаете ту тему, с которой связано условие, могут возникнуть проблемы; конечно, можно попробовать угадать ответ, но лучше как следует повторить теоретический материал.

2 балла можно получить, если все задание выполнено верно – то есть если в ответ записаны все нужные цифры: нет ни одной ошибки, лишней или недостающей цифры. Если же допущена одна ошибка – например, одна цифра указана неверно либо является лишней – можно получить 1 балл. В случае, если допущено более 1 ошибки, баллы за 4 номер ЕГЭ по обществознанию не ставятся.

Алгоритм выполнения задания

1.       Внимательно читаем задание;

2.       Анализируем данные характеристики;

3.       Вспоминаем теорию, определяем, какие из них соотносятся с указанным в задании условием, а какие – нет; если сразу выделить нужные сложно – последовательно анализируем каждое данное высказывание и действуем методом исключения;

4.       Записываем номера подходящих характеристик в ответ.

 

1.Выберите верные высказывания о человеке и запишите в ответ цифры, под которыми они даны.

1.       Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.

2.       Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.

3.       Человек наследует моральные нормы.

4.       Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.

5.       Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

 

2.Выберите в списке высказывания, характеризующие процесс гуманитаризации образования, и запишите в ответ цифры, под которыми они даны.

1.       Введение в учебную программу курса по истории культуры.

2.       Учет индивидуальных интересов и особенностей учеников.

3.       Введение в учебный план технических специальностей курса по политологии.

4.       Введение в учебную программу курса второго иностранного языка.

5.       Компьютеризация образовательного процесса.

 

3.Выберите в списке высказывания, характеризующие процесс гуманизации образования, и запишите в ответ цифры, под которыми они даны.

1.       Увеличение количества учебных предметов.

2.       Компьютеризация образовательного процесса.

3.       Учет индивидуальных интересов и особенностей учеников.

4.       Уделение особого внимания нравственному воспитанию учащихся.

5.       Развитие творческого потенциала учащихся.

 

4.Выберите в списке события, отражающие проявления массовой культуры, и запишите в ответ цифры, под которыми они даны.

1.       Выставка французских импрессионистов.

2.       Премьера нового комедийного фильма.

3.       Концерт известной поп-группы.

4.       Переиздание детектива-бестселлера.

5.       Открытие международного конкурса скрипачей.

 

5.Выберите в списке черты постиндустриального общества, и запишите в ответ цифры, под которыми они даны.

1.       Большая часть населения занята в сфере услуг.

2.       Роль компьютерных технологий в жизни общества становится все более заметной.

3.       Значительное влияние на развитие общества оказывают природные факторы.

4.       Энергосберегающие и «зеленые» технологии становятся все более популярны.

5.       Общественные отношения регулируются различными правовыми нормами.

 

6.Выберите в списке характеристики, относящиеся к деятельности человека, и запишите в ответ цифры, под которыми они даны.

1.       Деятельность бывает материальной и духовной.

2.       Деятельность человека полностью определяется рефлексами.

3.       Примерами видов деятельности являются игра, труд, творчество.

4.       Деятельность животных, как и деятельность человека, обусловлена потребностью в изменении окружающей среды.

5.       Деятельность помогает человеку реализовать различные потребности, в том числе познавательные и духовные.

7. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Относительная истина всегда субъективна.
  2. Истина — это знание, соответствующее объекту познания.
  3. Истинным является знание, не противоречащее мнению авторитетных учёных в данной научной сфере.
  4. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о предмете.
  5. Критерием истинности знания является степень его поддержки общественным мнением.

8. Выберите верные суждения о сферах общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Четыре сферы общества составляют его структурную основу.
  2. Каждая сфера на определённых этапах исторического развития может занять главенствующее положение.
  3. В период коренных преобразований решающее влияние на жизнь общества оказывает духовная сфера.
  4. Во время затяжных войн или серьёзных природных катаклизмов связь между сферами может разорваться.
  5. Изменения, происходящие в одной сфере общества, могут оказать влияние на другие сферы.

9. Выберите верные суждения о человеке как биосоциальном существе и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Человек как социальное существо способен передавать по наследству признаки своего вида, болезни, темперамент.
  2. Будучи существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей.
  3. Биологические природные потребности человека социально окрашены.
  4. Такие важные характеристики человека, как способность к мышлению, членораздельной речи, передаются людям в порядке биологической наследственности.
  5. Природным достоянием человека является сознание, выражающееся в способности целенаправленно отражать объективную реальность.

10. Выберите верные суждения об общественном прогрессе и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Мера свободы не может быть критерием общественного прогресса.
  2. Проявлением общественного прогресса можно считать любое революционное движение.
  3. Прогресс общества происходит благодаря развитию научных и технических, социальных и политических, нравственных и культурных достижений.
  4. Социальный прогресс имеет прямолинейный характер и достигается в разных странах одними и теми же способами.
  5. Прогрессивное развитие социума в определённые периоды не исключает регресса, возвратных движений, цивилизационных тупиков, даже срывов.

11. Выберите верные суждения об особенностях трудовой деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе.
  2. Труд представляет собой осмысленную непродуктивную деятельность, осуществляемую в условных ситуациях.
  3. Трудовая деятельность в жизни взрослого человека является менее важной, чем игра и учение.
  4. Для характеристики трудовой деятельности используют параметры его производительности и эффективности.
  5. В трудовой деятельности, как и в любой другой, цель может не совпадать с результатом.

12. Выберите верные суждения о социальной структуре общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Структура общества представлена сложной взаимосвязанной системой статусов и ролей.
  2. В основе социальной структуры лежат общественное разделение труда, отношения собственности и другие факторы социального неравенства.
  3. Исходным элементом социальной структуры общества как целостной системы является социальная мобильность.
  4. Социальная структура представляет собой совокупность общественных позиций, упорядоченных иерархически с точки зрения их стратификации.
  5. Социальная структура — это расположение связанных между собой элементов, являющееся причиной социального неравенства.

13. Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Потребности человека не могут быть связаны с жизненно важными зависимостями организма.
  2. Существует достаточно много различных теорий, которые под потребностями понимают и нужду, и состояние, и процесс удовлетворения.
  3. Потребности определяют отношение личности к окружающей действительности.
  4. Потребности человека составляют основу его мотивационной сферы.
  5. Удовлетворение всех потребностей человека необходимо для его комфортного существования и выживания.

14. Выберите верные суждения об отличиях деятельности человека от поведения животных и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. В результате деятельности человек не способен создать нечто новое, ранее в природе не существующее.
  2. В процессе деятельности воздействие на среду осуществляется только органами тела, имеющимися у человека от природы.
  3. Деятельность человека генетически не запрограммирована, её приёмы усваиваются индивидом в процессе социализации.
  4. В процессе деятельности создаётся вторая природа человека — культура.
  5. Деятельность человека в основном направлена на приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды.

15. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Человек имеет природную предрасположенность к тем или иным видам деятельности или роду занятий.
  2. Игровая деятельность только в исключительных случаях способствует формированию личности.
  3. Характеристики, заложенные в человеке природой, не могут быть изменены ни при каких обстоятельствах.
  4. Человек не может контролировать инстинкты, заложенные в нём природой.
  5. Социальные качества человека формируются в процессе его деятельности.

16. Выберите верные суждения о преобразовательной деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Как природа, так и человек, могут быть объектом преобразовательной деятельности.
  2. Как природа, так и человек, могут быть субъектом преобразовательной деятельности.
  3. Результатом преобразовательной деятельности могут быть как материальный мир, так и идеи.
  4. Как результат деятельности, культура в самых простых формах свойственна животному миру.

5.Деятельность человека всегда положительно влияет на окружающую среду

17. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Относительная истина всегда субъективна.
  2. Истина — это знание, соответствующее объекту познания.
  3. Истинным является знание, не противоречащее мнению авторитетных учёных в данной научной сфере.
  4. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о предмете.
  5. Критерием истинности знания является степень его поддержки общественным мнением.

18. Выберите верные суждения о сферах общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Четыре сферы общества составляют его структурную основу.
  2. Каждая сфера на определённых этапах исторического развития может занять главенствующее положение.
  3. В период коренных преобразований решающее влияние на жизнь общества оказывает духовная сфера.
  4. Во время затяжных войн или серьёзных природных катаклизмов связь между сферами может разорваться.
  5. Изменения, происходящие в одной сфере общества, могут оказать влияние на другие сферы.

19. Выберите верные суждения об общественном прогрессе и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Мера свободы не может быть критерием общественного прогресса.
  2. Проявлением общественного прогресса можно считать любое революционное движение.
  3. Прогресс общества происходит благодаря развитию научных и технических, социальных и политических, нравственных и культурных достижений.
  4. Социальный прогресс имеет прямолинейный характер и достигается в разных странах одними и теми же способами.

     5.Прогрессивное развитие социума в определённые периоды не исключает регресса, возвратных движений, цивилизационных тупиков, даже срывов.

 

20. Выберите верные суждения об особенностях трудовой деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе.
  2. Труд представляет собой осмысленную непродуктивную деятельность, осуществляемую в условных ситуациях.
  3. Трудовая деятельность в жизни взрослого человека является менее важной, чем игра и учение.
  4. Для характеристики трудовой деятельности используют параметры его производительности и эффективности.
  5. В трудовой деятельности, как и в любой другой, цель может не совпадать с результатом.

 

Задание 5. Человек и общество. Классификация. ЕГЭ 2021 по обществознанию

За это задание ты можешь получить 2 балла. На решение дается около 7 минут. Уровень сложности: базовый.

Ответом к заданию 5 по обществознанию может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.

Задачи для практики

 

Задача 1

Установите соответствие между примерами и видами качеств человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ         ВИДЫ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

А) Андрей по типу темперамента является флегматиком

Б) Анна не пользуется авторитетом в классе

B) Олег — хвастливый и ленивый мальчик

Г) Катя с детства отличается вспыльчивостью и нервозностью

Д) Игорь отличается от своих одноклассников крепким здоровьем и атлетическим телосложением           


1) биологические

2) социальные

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

 

Задача 2

Установите соответствие между функциями семьи и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЯВЛЕНИЯ   ФУНКЦИИ СЕМЬИ

А) распределение семейных обязанностей

Б) совместное проведение досуга

B) планирование семейного бюджета

Г) передача традиций и ценностей

Д) снятие психологических нагрузок  


1) хозяйственно-бытовая

2) рекреационная

3) воспитательная

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

 

Задача 3

Установите соответствие между группами глобальных проблем современности и примерами их проявлений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ ИХ ПРОЯВЛЕНИЙ    ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

А) низкий уровень развития медицины в ряде стран Азии

Б) исчезновение традиционных культур и языков

B) потеря традиционных семейных ценностей

Г) отсталая структура хозяйства стран Африки

Д) распространение вируса Эбола       


1) духовная

2) социальная

3) экономическая

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

 

Задача 4

Установите соответствие между основными видами познания и их чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ЧЕРТЫ ПОЗНАНИЯ         ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

А) неполная осознанность

Б) основано на понятиях

B) отражение внешних свойств предметов

Г) установление сущности предметов и явлений

Д) неожиданность проявления знания             

 

1) чувственное

2) рациональное

3) интуиция

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

 

Задача 5

Установите соответствие между элементами духовной сферы общества и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ        ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ

А) высокий уровень систематизации

Б) формальная определённость

B) абстрактно-логическая форма

Г) художественная форма

Д) вера в существование сверхъестественных сил     

 

1) искусство

2) наука

3) религия

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Задача 6

Установите соответствие между видами познания и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

А) образное освоение мира
Б) противоречивость знаний
B) субъект познания видит процесс изнутри
Г) находит своё отражение в притчах
Д) ограниченные возможности использования эксперимента в познании

1) социальное познание
2) познание средствами искусства
3) народная мудрость

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Задача 7

Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ОБЩЕСТВА

А) наиболее важные общественные отношения регулируются нормами права
Б) в экономике преобладает сфера услуг
B) жёсткая непроходимая социальная структура
Г) преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства
Д) особое значение среди факторов производства приобретает информация

1) традиционное
2) постиндустриальное

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Задача 8

Установите соответствие между характерными чертами и видами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

ВИДЫ КУЛЬТУРЫ

А) стремление извлечь максимальную коммерческую пользу от продажи произведений
Б) для восприятия произведений зрителю, читателю необходимо обладать специальными знаниями
B) произведения имеют ярко выраженный национальный колорит
Г) главное предназначение произведений — самовыражение автора
Д) произведения рассчитаны на неограниченное по возрасту, уровню образования количество зрителей, читателей

1) народная
2) массовая
3) элитарная

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задача 9

Установите соответствие между различными характеристиками общества и примерами их проявления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВА

А) общественные отношения возникают в экономической, политической, социальной и духовной сферах
Б) общество обеспечивает воспроизводство человека
B) общество включает в себя социальные общности и социальные институты
Г) отмена Александром II крепостного права в 1861 году способствовала росту численности рабочего класса
Д) усовершенствование орудий труда привело к социальному расслоению и переходу от родовой общины к соседской

1) сложная система
2) динамическая система
3) функциональная система

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

10. Установите соответствие между типами обществ и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) знания и информация становятся производственными ресурсами
Б) формируется массовое производство
В) общинный уклад, коллективная деятельность
Г) начало интенсивной урбанизации
Д) господствует натуральный обмен

1) аграрное
2) индустриальное
3) информационное

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Задания 6,7,8 ЕГЭ по обществознанию ( электив по обществознанию)

5 Б, 5Д. ОДНКНР Задания к 21.04.2020