4 и 5 задания в вариантах ЕГЭ по обществознанию (электив)
Четвертое задание ЕГЭ
по обществознанию, в отличие от предыдущих трех, относится к повышенному уровню
сложности, зато в случае его правильного выполнения можно получить сразу 2
балла.
В условии предлагается несколько характеристик – обычно их бывает 5 или 6.
Задача экзаменующегося – выбрать из них те, которые удовлетворяют определенному
указанному условию: например, присущи определенным процессам или характеризуют
какое-либо понятие. Обычно верными оказываются 3 варианта.
Несмотря на то, что 4 задание ЕГЭ по обществознанию относится к повышенному
уровню сложности, получить за него максимальный балл не так трудно: достаточно
внимательно прочитать задание, проанализировать данные варианты и записать их
все в ответ. Однако, если вы плохо знаете ту тему, с которой связано условие,
могут возникнуть проблемы; конечно, можно попробовать угадать ответ, но лучше
как следует повторить теоретический материал.
2 балла можно получить, если все задание
выполнено верно – то есть если в ответ записаны все нужные цифры: нет ни одной
ошибки, лишней или недостающей цифры. Если же допущена одна ошибка – например,
одна цифра указана неверно либо является лишней – можно получить 1 балл. В
случае, если допущено более 1 ошибки, баллы за 4 номер ЕГЭ по обществознанию не
ставятся.
Алгоритм выполнения задания
1. Внимательно читаем задание;
2. Анализируем данные характеристики;
3. Вспоминаем теорию, определяем, какие из
них соотносятся с указанным в задании условием, а какие – нет; если сразу
выделить нужные сложно – последовательно анализируем каждое данное высказывание
и действуем методом исключения;
4. Записываем номера подходящих характеристик
в ответ.
1.Выберите верные высказывания о человеке
и запишите в ответ цифры, под которыми они даны.
1. Последовательность основных стадий жизни
человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость,
биологически обусловлена.
2. Становление человека как личности
связано с приобретением социальных черт и качеств.
3. Человек наследует моральные нормы.
4. Влияние генетических факторов на
развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5. Природная предрасположенность человека к
тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.
2.Выберите
в списке высказывания, характеризующие процесс гуманитаризации образования, и
запишите в ответ цифры, под которыми они даны.
1.
Введение в учебную программу курса по истории культуры.
2.
Учет индивидуальных интересов и особенностей учеников.
3.
Введение в учебный план технических специальностей курса по политологии.
4.
Введение в учебную программу курса второго иностранного языка.
5.
Компьютеризация образовательного процесса.
3.Выберите в списке высказывания, характеризующие
процесс гуманизации образования, и запишите в ответ цифры, под которыми они
даны.
1. Увеличение количества учебных предметов.
2. Компьютеризация образовательного
процесса.
3. Учет индивидуальных интересов и
особенностей учеников.
4. Уделение особого внимания нравственному
воспитанию учащихся.
5. Развитие творческого потенциала
учащихся.
4.Выберите
в списке события, отражающие проявления массовой культуры, и запишите в ответ
цифры, под которыми они даны.
1.
Выставка французских импрессионистов.
2.
Премьера нового комедийного фильма.
3.
Концерт известной поп-группы.
4.
Переиздание детектива-бестселлера.
5.
Открытие международного конкурса скрипачей.
5.Выберите в списке черты
постиндустриального общества, и запишите в ответ цифры, под которыми они даны.
1. Большая часть населения занята в сфере
услуг.
2. Роль компьютерных технологий в жизни
общества становится все более заметной.
3. Значительное влияние на развитие
общества оказывают природные факторы.
4. Энергосберегающие и «зеленые» технологии
становятся все более популярны.
5. Общественные отношения регулируются
различными правовыми нормами.
6.Выберите в списке характеристики,
относящиеся к деятельности человека, и запишите в ответ цифры, под которыми они
даны.
1. Деятельность бывает материальной и
духовной.
2. Деятельность человека полностью
определяется рефлексами.
3. Примерами видов деятельности являются
игра, труд, творчество.
4. Деятельность животных, как и
деятельность человека, обусловлена потребностью в изменении окружающей среды.
5. Деятельность помогает человеку
реализовать различные потребности, в том числе познавательные и духовные.
7. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под
которыми они указаны.
- Относительная
истина всегда субъективна.
- Истина
— это знание, соответствующее объекту познания.
- Истинным
является знание, не противоречащее мнению авторитетных учёных в данной
научной сфере.
- Абсолютная
истина — это полное, исчерпывающее знание о предмете.
- Критерием
истинности знания является степень его поддержки общественным мнением.
8. Выберите верные суждения о сферах общества и запишите цифры, под которыми
они указаны.
- Четыре
сферы общества составляют его структурную основу.
- Каждая
сфера на определённых этапах исторического развития может занять
главенствующее положение.
- В
период коренных преобразований решающее влияние на жизнь общества
оказывает духовная сфера.
- Во
время затяжных войн или серьёзных природных катаклизмов связь между
сферами может разорваться.
- Изменения,
происходящие в одной сфере общества, могут оказать влияние на другие
сферы.
9. Выберите верные суждения о человеке как биосоциальном существе и запишите
цифры, под которыми они указаны.
- Человек
как социальное существо способен передавать по наследству признаки своего
вида, болезни, темперамент.
- Будучи
существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и
развиваться человек может только в обществе подобных ему людей.
- Биологические
природные потребности человека социально окрашены.
- Такие
важные характеристики человека, как способность к мышлению,
членораздельной речи, передаются людям в порядке биологической
наследственности.
- Природным
достоянием человека является сознание, выражающееся в способности
целенаправленно отражать объективную реальность.
10. Выберите верные суждения об общественном прогрессе и запишите цифры, под
которыми они указаны.
- Мера
свободы не может быть критерием общественного прогресса.
- Проявлением
общественного прогресса можно считать любое революционное движение.
- Прогресс
общества происходит благодаря развитию научных и технических, социальных и
политических, нравственных и культурных достижений.
- Социальный
прогресс имеет прямолинейный характер и достигается в разных странах
одними и теми же способами.
- Прогрессивное
развитие социума в определённые периоды не исключает регресса, возвратных
движений, цивилизационных тупиков, даже срывов.
11. Выберите верные суждения об особенностях трудовой деятельности и запишите
цифры, под которыми они указаны.
- История
развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом
процессе.
- Труд
представляет собой осмысленную непродуктивную деятельность, осуществляемую
в условных ситуациях.
- Трудовая
деятельность в жизни взрослого человека является менее важной, чем игра и
учение.
- Для
характеристики трудовой деятельности используют параметры его
производительности и эффективности.
- В
трудовой деятельности, как и в любой другой, цель может не совпадать с
результатом.
12. Выберите верные суждения о социальной структуре общества и запишите цифры,
под которыми они указаны.
- Структура
общества представлена сложной взаимосвязанной системой статусов и ролей.
- В
основе социальной структуры лежат общественное разделение труда, отношения
собственности и другие факторы социального неравенства.
- Исходным
элементом социальной структуры общества как целостной системы является
социальная мобильность.
- Социальная
структура представляет собой совокупность общественных позиций,
упорядоченных иерархически с точки зрения их стратификации.
- Социальная
структура — это расположение связанных между собой элементов, являющееся
причиной социального неравенства.
13. Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под
которыми они указаны.
- Потребности
человека не могут быть связаны с жизненно важными зависимостями организма.
- Существует
достаточно много различных теорий, которые под потребностями понимают и
нужду, и состояние, и процесс удовлетворения.
- Потребности
определяют отношение личности к окружающей действительности.
- Потребности
человека составляют основу его мотивационной сферы.
- Удовлетворение
всех потребностей человека необходимо для его комфортного существования и
выживания.
14. Выберите верные суждения об отличиях деятельности человека от поведения
животных и запишите цифры, под которыми они указаны.
- В
результате деятельности человек не способен создать нечто новое, ранее в
природе не существующее.
- В
процессе деятельности воздействие на среду осуществляется только органами
тела, имеющимися у человека от природы.
- Деятельность
человека генетически не запрограммирована, её приёмы усваиваются индивидом
в процессе социализации.
- В
процессе деятельности создаётся вторая природа человека — культура.
- Деятельность
человека в основном направлена на приспособление к изменяющимся условиям
окружающей среды.
15. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они
указаны.
- Человек
имеет природную предрасположенность к тем или иным видам деятельности или
роду занятий.
- Игровая
деятельность только в исключительных случаях способствует формированию личности.
- Характеристики,
заложенные в человеке природой, не могут быть изменены ни при каких
обстоятельствах.
- Человек
не может контролировать инстинкты, заложенные в нём природой.
- Социальные
качества человека формируются в процессе его деятельности.
16. Выберите верные суждения о преобразовательной деятельности и запишите
цифры, под которыми они указаны.
- Как
природа, так и человек, могут быть объектом преобразовательной
деятельности.
- Как
природа, так и человек, могут быть субъектом преобразовательной
деятельности.
- Результатом
преобразовательной деятельности могут быть как материальный мир, так и
идеи.
- Как
результат деятельности, культура в самых простых формах свойственна
животному миру.
5.Деятельность человека всегда положительно влияет на окружающую среду
17. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под
которыми они указаны.
- Относительная
истина всегда субъективна.
- Истина
— это знание, соответствующее объекту познания.
- Истинным
является знание, не противоречащее мнению авторитетных учёных в данной
научной сфере.
- Абсолютная
истина — это полное, исчерпывающее знание о предмете.
- Критерием
истинности знания является степень его поддержки общественным мнением.
18. Выберите верные суждения о сферах общества и запишите цифры, под
которыми они указаны.
- Четыре
сферы общества составляют его структурную основу.
- Каждая
сфера на определённых этапах исторического развития может занять
главенствующее положение.
- В
период коренных преобразований решающее влияние на жизнь общества
оказывает духовная сфера.
- Во время
затяжных войн или серьёзных природных катаклизмов связь между сферами
может разорваться.
- Изменения,
происходящие в одной сфере общества, могут оказать влияние на другие
сферы.
19. Выберите верные суждения об общественном прогрессе и запишите цифры,
под которыми они указаны.
- Мера
свободы не может быть критерием общественного прогресса.
- Проявлением
общественного прогресса можно считать любое революционное движение.
- Прогресс
общества происходит благодаря развитию научных и технических, социальных и
политических, нравственных и культурных достижений.
- Социальный
прогресс имеет прямолинейный характер и достигается в разных странах
одними и теми же способами.
5.Прогрессивное развитие социума
в определённые периоды не исключает регресса, возвратных движений,
цивилизационных тупиков, даже срывов.
20. Выберите верные суждения об особенностях трудовой деятельности и запишите
цифры, под которыми они указаны.
- История
развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом
процессе.
- Труд
представляет собой осмысленную непродуктивную деятельность, осуществляемую
в условных ситуациях.
- Трудовая
деятельность в жизни взрослого человека является менее важной, чем игра и
учение.
- Для
характеристики трудовой деятельности используют параметры его
производительности и эффективности.
- В
трудовой деятельности, как и в любой другой, цель может не совпадать с
результатом.
Задание 5. Человек и общество. Классификация. ЕГЭ 2021 по обществознанию
За это задание ты можешь получить 2
балла. На решение дается около 7 минут. Уровень сложности: базовый.
Ответом к
заданию 5 по обществознанию может быть последовательность цифр, чисел или слов.
Порядок записи имеет значение.
Задачи для
практики
Задача 1
Установите
соответствие между примерами и видами качеств человека: к каждой позиции,
данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ВИДЫ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
А) Андрей по
типу темперамента является флегматиком
Б) Анна не
пользуется авторитетом в классе
B) Олег —
хвастливый и ленивый мальчик
Г) Катя с
детства отличается вспыльчивостью и нервозностью
Д) Игорь отличается от своих одноклассников крепким здоровьем и атлетическим телосложением
1) биологические
2)
социальные
Запишите
выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задача 2
Установите
соответствие между функциями семьи и их проявлениями: к каждой позиции, данной
в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНКЦИИ СЕМЬИ
А)
распределение семейных обязанностей
Б)
совместное проведение досуга
B)
планирование семейного бюджета
Г) передача
традиций и ценностей
Д) снятие психологических нагрузок
1)
хозяйственно-бытовая
2)
рекреационная
3)
воспитательная
Запишите
выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задача 3
Установите
соответствие между группами глобальных проблем современности и примерами их
проявлений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ИХ
ПРОЯВЛЕНИЙ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
А) низкий
уровень развития медицины в ряде стран Азии
Б)
исчезновение традиционных культур и языков
B) потеря
традиционных семейных ценностей
Г) отсталая
структура хозяйства стран Африки
Д) распространение вируса Эбола
1)
духовная
2)
социальная
3)
экономическая
Запишите
выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задача 4
Установите
соответствие между основными видами познания и их чертами: к каждой позиции,
данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЧЕРТЫ
ПОЗНАНИЯ ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
А) неполная
осознанность
Б) основано
на понятиях
B) отражение
внешних свойств предметов
Г)
установление сущности предметов и явлений
Д)
неожиданность проявления знания
1) чувственное
2)
рациональное
3) интуиция
Запишите
выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задача 5
Установите
соответствие между элементами духовной сферы общества и их признаками: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ПРИЗНАКИ ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ
А) высокий
уровень систематизации
Б) формальная
определённость
B)
абстрактно-логическая форма
Г)
художественная форма
Д) вера в
существование сверхъестественных сил
1) искусство
2) наука
3) религия
Запишите
выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задача 6
Установите соответствие между видами познания и их признаками: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ПРИЗНАКИ |
ВИДЫ
ПОЗНАНИЯ |
А)
образное освоение мира |
1)
социальное познание |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задача 7
Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ПРИЗНАКИ |
ТИПЫ
ОБЩЕСТВА |
А)
наиболее важные общественные отношения регулируются нормами права |
1)
традиционное |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задача 8
Установите соответствие между характерными чертами и видами культуры: к
каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ
ЧЕРТЫ |
ВИДЫ
КУЛЬТУРЫ |
А)
стремление извлечь максимальную коммерческую пользу от продажи произведений |
1)
народная |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задача 9
Установите соответствие между различными характеристиками общества и
примерами их проявления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ОБЩЕСТВА |
А)
общественные отношения возникают в экономической, политической, социальной и
духовной сферах |
1) сложная
система |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
10. Установите соответствие между типами обществ и их характеристиками: к
каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ТИПЫ
ОБЩЕСТВ |
А) знания
и информация становятся производственными ресурсами |
1)
аграрное |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Комментарии
Отправить комментарий